Республиканская авторская стажировочная площадка на рабочем месте учителя по технологии разновозрастного обучения в рамках реализации ФГОС.
Программа стажировки с 22 – 30 ноября 2012 года.(Приложение 1)
С 22 – 30 ноября 2012 года прошла стажировка руководителей и учителей ОУ на базе образовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал»:
МБОУ «Сосново - Озерская СОШ №1»
МБОУ «Комсомольская СОШ»
МБОУ «Тулдунская СОШ»
МБОУ «Ширингинская СОШ»
Обучение проводилась по 2 модулям:
Модуль 1. Модель школы с разновозрастным обучением.
Модуль 2. Практика реализации концентрированного обучения в аспекте требований ФГОС.
1 день
На стажировку приехало 25 человек:
Забайкальский край, Урда-Агинская СОШ – 13 человек
Республика Бурятия, Кижингинский район – 5 человек
Республика Бурятия, Тункинский район – 7 человек
Участников встретил и провел экскурсию по школе директор школы Дондоков Этигел Бадмаевич. Затем стажеры разместились в компьютерных классах для самостоятельной работы. Каждому стажеру предложен кейс для самостоятельного изучения теоретических основ разновозрастного, концентрированного обучения, коллективных способов обучения. После изучения кейса заместитель директора по НМР Санжиева О.Ц. провела собеседование с целью формулировки запросов и ожиданий стажеров.
2 день
Второй день стажировки начался с лекций Хангуевой Н.Б., руководителя Центра инновационных проектов и программ РИКУиО «Механизмы и модели введения ФГОС общего образования в Республике Бурятия» и Зандакова З.Д. «Формирование содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования». После лекций была проведена рефлексия в виде теста.
В этот же день Санжиева О.Ц. , заместитель директора по НМР МБОУ СОСОШ №1 представила презентацию опыта работы Сельской образовательной сети «Найдал» «Сетевое взаимодействие как эффективный механизм повышения квалификации педагогических работников». Стажеров ознакомили с программой и модулями стажировки в ходе методической игры «Выделение дидактических единиц стажировки». В результате совместной работы стажеров и тьютора была заполнена таблица «Линейка сформированности компетенций стажера» и был получен образовательный продукт – индивидуальная программа стажировки каждого участника.
Тьюторами Муханаевой Ж.А.,Санжиевой О.Ц., Найдановой Б.В., Ранжиловой Т.Г. была организована групповая работа стажеров по теме «Выбор дидактических единиц стажировки». То есть из предложенных дидактических единиц стажер выбрал для себя те дидактические единицы, которые он хотел бы освоить по теории, на стажерских пробах какие учебные занятия он хотел бы посетить, по какому направлению хотел бы разработать проект и т.д. (набор по блокам стажировки теория+практика+проектирование+экспертиза). В результате стажеры сформулировали личные целевые установки на время стажировки, определились с выбором модуля стажировки.
В конце рабочего дня тьюторы провели экспертизу представленных участниками индивидуальных образовательных программ. Итогом дня стало заполнение дневников стажера.
3 день
Третий день стажировки начался с двух лекций «Деятельность и взаимодействие (общение) – важное условие учения», «Психологический возраст и его ведущие деятельности». Большой интерес у стажеров вызвал проведенный Муханаевой Ж.А.тренинг «Как добиться успеха».Было высказано предложение побольше проводить таких тренингов. Был сделан вывод, что у успешного учителя – успешные ученики, поэтому каждому учителю нужно работать над своим личностным ростом.
Далее стажеры распределились по модулям обучения на две группы и продолжили работу.
В каждом модуле сначала прошли лекции тьюторов, затем презентации опыта работы:
1 модуль – презентация «Модели образовательных учреждений с разновозрастным обучением. Примеры из отечественной педагогической практики» (Найданова Б.В., директор Комсомольской СОШ»)
2 модуль – презентация «Предметно-урочная система обучения методом недельного погружения в предмет» и презентация «Индивидуально-ориентированная модель обучения на старшей ступени образования» (Дондокова С.Д., зам. директора по УВР Сосново-Озерская СОШ №1»)
Далее была проведена работа в группах - «Проектировочный модуль», результатом которой стали в каждой группе свои проекты:
1 группа - Разработка модели школы с разновозрастным обучением в условиях ОУ стажеров.
2 группа - Разработка учебного плана образовательного учреждения с разновозрастным обучением. Структура учебного плана.
3 группа - Разработка проекта недельного погружения школы в условиях ОУ стажеров.
4 группа - Разработка технологической карты недельного погружения по учебному предмету.
День закончился презентацией разработанных проектов и их экспертизой.
4 день
Стажировка проводилась по двум модулям:
1- «Теоретический модуль»
2- «Проектировочный модуль»
Теоретический модуль состоял из лекций Муханаевой Ж.А: «Педагогический эксперимент и особенности его организации», «Особенности управление образовательным учреждением, работающим в режиме эксперимента» и Санжиевой О.Ц.: «Особенности построения содержания образования в школе с концентрированным и разновозрастным обучением», «Формы и методы организации образовательного процесса при концентрированном и разновозрастном обучении».
Проектировочный модуль проводился в виде практической работы в группах. Тема 1 группы – «Разработка Банка тестовых заданий предметной обученности в электронной среде АСТ». Стажеры начали создавать свои авторские БТЗ. Тема 2 группы – «Система формирующего оценивания в развивающих обучениях». Участники этой группы проектировали проект учебного занятия с элементами формирующего оценивания.
Логическим завершением групповой работы стала презентация и экспертиза полученных образовательных продуктов и заполнение Дневника стажера.
Стажеры разъезжаются по школам – местам стажировки.

5 день
Этот день начался для стажеров в школах – местах стажировки, за каждым стажером закреплен тьютор, который будет сопровождать его все дни.
Первую половину дня стажер погружается в учебную деятельность. Важно то, что учителя на просто посещали учебные занятия с целью изучения моделей организации образовательного процесса, а принимали активное участие в работе учебных групп в качестве ученика. Продуктом этой деятельности стали экспертные листы сформированностиметапредметных умений обучающихся. Здесь стажеры испытывали сначала некоторые затруднения, но с помощью учеников-консультантов быстро включились в деятельность.
Во второй половине дня во всех школах прошли Презентациисистем работы учителей – тьюторов. Стажеры получили возможность изучить и обсудить рабочие программы для РВУГ, технологическими картами погружений, КИМами, БТЗ, карточками – заданиями для организации коллективных способов обучения, разработанными тьюторами.
Затем в каждой школе стажеры, имея уже практический опыт, прослушали сопровождающие лекции по своему модулю.
Лекция 1 «Особенности построения содержания образования по учебным предметам в школе с разновозрастным обучением»;Модуль 1.
Лекция 2 «Организация УВП с применением коллективных способов обучения»;
Лекция 3 «Оценка знаний учащихся, обучающихся в разновозрастной учебной группе»
Модуль 2.
Лекция 1 «Особенности построения содержания образования по учебным предметам в условиях концентрированного обучения»;
Лекция 2 «Организация УВП с применением коллективных способов обучения»;
Лекция 3 «Формирующее и итоговое оценивание в аспекте требований ФГОС»
Шестой день, как и пятый, начался с погружения в учебную деятельность. Стажеры имели возможность принять участие в учебных занятиях других учебных групп по другим учебным предметам. Затем
учителем-стажером по заданной структуре проводился анализ учебного занятия учителя-тьютора.
Во второй половине стажер совместно с тьюторомпроектировал учебные занятия, которые он будет проводить в рамках стажерской пробы. Продуктом этого дня стажировки стали проекты учебных занятий стажеров.
В этот день стажеры снова погружались в учебную деятельность в качестве учеников и сами проводили учебные занятия, спроектированные накануне. Эти занятия стали некоторым итогом всех предыдущих дней изучения теории и практики выбранного модуля. Анализ учебных занятий показал хороший уровень усвоения знаний и практических навыков стажеров.
День закончился проектированием стажерами образовательного продукта, который будет реализован на своем рабочем месте и заполнением Дневника стажера.
Стажеры занимались подготовкой образовательных проектов стажеров к сетевому событию «Презентация образовательных проектов стажеров РАСП». Каждый стажер имел возможность пройти консультацию у экспертов, получить помощь тьюторов. Также в этот день стажеры заполняли анкеты стажера, другие документы по итогам стажировки.
9 день
В этот день каждый стажер имел возможность презентовать свой образовательный проект, который он будет реализовывать в своих образовательных учреждениях. Остальные стажеры выступали в качестве экспертов, заполняли экспертные листы, рекомендации.
Итоговым событием РАСП стал Круглый стол «Стажировочная площадка как площадка для повышения компетентности учителя: за и против», где участники стажировки высказывали свои суждения.