8(30135)21486
с. Сосново-Озерское , ул.Матросова,д 46
начало занятий 8.00

Образовательная программа РАСП

 

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Сельская образовательная сеть «Найдал»

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»

МО «Еравнинский район»

 

 

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Республиканская авторская стажировочная площадка на рабочем месте учителя по технологии разновозрастного обучения в рамках реализации ФГОС общего образования

  2012 г.

Пояснительная записка

Программа «Республиканская авторская стажировочная площадка на рабочем месте учителя по технологии разновозрастного обучения в рамках реализации ФГОС  общего образования» разработана на основе стратегических документов государственной политики в сфере образования:

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,
  • Национальной инициативы «Наша новая школа»,
  • Федеральной целевой программы развития образования.

Главная  цель  программы – организация стажировки руководителей и педагогических работников на базе образовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал» как формы образовательной деятельности, направленной на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей стажеров посредством включения их в практику ОУ – носителя опыта разновозрастного, концентрированного обучения. Данная форма создает условия для проектирования стажёрами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения.

Сельская образовательная сеть «Найдал», таким образом, интегрирует инновационной опыт разновозрастного обучения в региональное образовательное пространство. 

В качестве основного механизма повышения качества образования в сельской школе, мы рассматриваем внедрение в образовательный процесс современных инновационных технологий, в том числе технологий разновозрастного, концентрированного обучения, реализующих системно – деятельностный подход в обучении.

Кардинальное изменение структуры ОУ, связанное с переходом на разновозрастное, концентрированное обучение, требует трансформации содержания образования.

Таким образом, стажировка по данной программе предоставит возможность стажеру  погрузиться непосредственно в образовательную среду школы с разновозрастным, концентрированным  обучением познакомится с тем, каким образом происходит отбор и формирование нового содержания общего образования согласно требованиям нового ФГОС, разработка и отбор методов, технологий реализации этого образования и подготовка учителя, способного реализовать новое содержание образования.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется обобщению передового педагогического опыта лучших педагогов и образовательных учреждений в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Одной из моделей обобщения инновационного опыта учителей в образовательных учреждениях являются стажировочные площадки.

Деятельность стажировочной  площадки  направлена на:

- изучение инновационных моделей организации продуктивной деятельности учителей разновозрастного обучения по формированию ключевых компетенций обучающихся;

- развитие профессиональной компетентности учителя  разновозрастного обучения;

- определение дальнейшего направления развития деятельности учителей - стажеров;

- проектирование на основе изученного инновационного опыта вариативных моделей педагогической деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения и педагога;

- внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс;

- дистанционное сопровождение учителем-тьютором продуктивной деятельности учителя-стажера, адаптированной к условиям конкретного образовательного учреждения.

- анализ практической деятельности учителя через проведение «мастер-классов», обобщение передового педагогического опыта.

Мы считаем, что реализация программы стажировки позволит повысить уровень профессиональной компетентности учителей в таких вопросах как:

− изучение актуальных проблем развития образования в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

- методика подготовки и проведения современного учебного занятия в разновозрастных учебных группах с использованием метапредметного подхода;

− совершенствование предметных умений (применение системно-деятельностного подхода при проектировании содержания предмета и в организации УВП);

− применение современных технологий и методик обучения (концентрированное обучение, коллективные способы обучения, проектный метод и т.д.) для решения различных дидактических и методических задач в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

При организации курсовой подготовки учителя разновозрастного обучения малокомплектной сельской школы следует учитывать требования, предъявляемые к учителям такого профиля.

1.     Высокая научно-теоретическая и методическая подготовка.

2.     Хорошее знание своего предмета и смежных дисциплин.

3.     Высокие коммуникативные способности. Наличие навыков общения и взаимодействия с детьми разного возраста.

4.      Способность проектировать и реализовывать различные способы межвозрастного взаимодействия.

5.     Расположенность к проектной деятельности в учебной и социальной сфере.

6.     Умение планировать и осуществлять педагогический эксперимент.

7.    Развитые организаторские способности и наличие лидерских качеств.

8.     Хорошая психологическая подготовка.

9.     Аналитические и рефлексивные качества.

Если учитель, работающий с разновозрастным детским коллективом, обладает этими качествами и к тому же  стремится   занять позицию  одного  из  членов данного коллектива,  появляются реальные основания для равноправного  диалога  детей и учителей. В этом случае учителю предоставляется уникальная возможность не только организовать различные  виды совместной деятельности детей и управлять системой отношений в ходе этой деятельности, но и обеспечить индивидуализированное развитие ученика, способствовать развитию его социального опыта за счет овладения на­выками сотрудничества.

 

 

Структура содержания программы

Стажировка на РАСП осуществляется по двум модулям:

Модуль №1. Модель малокомплектной школы с разновозрастным обучением.

Модуль 2. Практика реализации концентрированного обучения в аспекте требований ФГОС общего образования.

Образовательная программа состоит  из следующих блоков.

  1. Блок теоретический (лекции, самостоятельная и групповая работа с первоисточниками). Данный блок делится на заочный и очный периоды.
  • Заочный период. Потенциальные слушатели еще до начала стажировки прорабатывают рекомендованную литературу;
  • Очный период. Слушателям предлагается курс лекций (16 часа);
  • Очный период. Слушателям предлагается возможность изучения необходимой литературы индивидуально или в группе (8 часов).
  1. Блок  практический:
  • Очный период. Участие в работе разновозрастной учебной группы (12 часов);
  • Очный период. Проектирование и проведение учебных занятий в ОУ – месте стажировки ;
  1. Блок проектировочный
  • Очный период. Программой предусматривается разработка (проектирование) собственных проектов в ходе самостоятельной и групповой работы;

IV.      Блок  экспертный  

  • Очный период. Каждый слушатель не только выступает в роли проектировщика, но и выполняет роль общественного эксперта других проектов.

V.      Блок внедренческий.

  • Заочный период. Проекты, разработанные в ходе стажировки, будут внедряться после окончания курсовой подготовки;
  • Заочный период. Учителя – тьюторы будут дистантно сопровождать проекты.

VI. Блок итоговый  

  • Очный период. Проводится общественно – профессиональная экспертиза  реализованных проектов и образовательных продуктов учителей – стажеров. Приглашается команда профессиональных федеральных, региональных экспертов, которые могут дать рекомендации на присвоение первой или высшей квалификационной категории.

Содержание первого блока определяется тематикой лекций. Усвоение содержания данных лекций необходимо для продуктивной работы слушателей  курсов переподготовки учителей  разновозрастного обучения.

Теоретическая подготовка, полученная на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы с первоисточниками, позволит слушателям принять активное участие в проектной и экспертной деятельности.

 Данный вид деятельности предусмотрен  третьим и четвертым блоками образовательной программы. На проектную деятельность отводится достаточно большое количество времени, и поэтому большое значение имеет ее четкая организация.

В ходе проектирования у слушателей могут возникнуть вопросы, связанные с теоретическим обоснованием тех или иных шагов.

Для удовлетворения этих потребностей образовательная программа  стажировки учителя разновозрастного обучения предусматривает небольшой цикл лекций, которые раскрывают теоретические основания и особенности практической реализации проблем, связанных с определением содержания образования, его компоновкой и определением маршрута изучения.

Предполагается, что отдельные слушатели и команды, представляющие конкретное образовательное учреждение, сумеют разработать жизнеспособные проекты, которые можно реализовать.

Основная цель стажировки заключается в отработке способов организации совместной деятельности учащихся в процессе осуществления учебной  деятельности.

Во время стажировки  на рабочем месте учителя разновозрастного обучения на базе ОУ СОС «Найдал» стажер наблюдает за действиями учителя - тьютора и  учащимися при совместном проектировании учебного взаимодействия. В то же время он может принимать активное участие во всех видах деятельности, происходящих в учебной группе. При организации стажировки слушателей в  образовательных учреждениях, в которых они работают,   стажер имеет возможность увидеть действия учителя - тьютора, организующего учебное взаимодействие в разновозрастном коллективе, который не знаком с такой формой  образовательного процесса,  а также самому проектировать и проводить занятия в ОУ – месте стажировки.

Учебный план

  • организационные мероприятия;
  • лекции и самостоятельную работу с первоисточниками;
  • наблюдение и  стажерские пробы;
  • проектную деятельность;
  • экспертную деятельность.

 

Учебный план

Количество часов: 72 часа

п/п

наименование модулей

кол-во часов

в том числе

форма

контроля

лек.

пр.

 

Модуль 1. Модель школы с разновозрастным обучением

Модуль 2. Практика реализации технологии концентрированного обучения в аспекте требований ФГОС

72

20

52

 

1

Теоретический

30

20

10

 

2

Практический

14

 

14

 

3

Проектировочный

12

 

12

 

4

Самостоятельная работа

6

 

6

 

5

Индивидуальные консультации

2

 

2

 

6

Экспертный

4

 

4

 

7

Итоговый

4

 

4

 

             

 

Учебно-тематический план

 

п/п

наименование тем

кол-во часов

в том числе

форма

контроля

лек.

пр.

 

Модуль 1. Модель школы с разновозрастным обучением

Модуль 2. Практика реализации технологии концентрированного обучения в аспекте требований ФГОС

 

 

 

 

Блок теоретический

22

12

10

 

1

Самостоятельная работа с теоретическими источниками.

6

 

6

мини-тест

2

Формулирование запросов, ожиданий стажеров

2

 

2

собеседование

3

Механизмы и модели введения ФГОС общего образования в Республике Бурятия

2

2

 

 

4

Формирование содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования

2

2

 

 

5

Сельская образовательная сеть «Найдал». Сетевое взаимодействие как  эффективный механизм повышения квалификации педагогических работников

1

1

 

Линейка по сформированности компетентностей стажера

6

Знакомство программой, модулями стажировки

1

1

 

 

7

 Выбор дидактических единиц стажировки (набор по блокам стажировки теория+практика

+проектирование+экспертиза)

1

 

1

 

8

Презентация индивидуальных образовательных программ стажеров

1

 

1

 индивид. программа стажера

9

Деятельность и взаимодействие (общение) – важное условие учения

1

1

 

 

10

Психологический возраст и его ведущие деятельности

1

1

 

 

11

Как добиться успеха

2

2

 

Личные целевые установки стажера

12

Психолого-педагогические основания разновозрастного обучения Разновозрастное обучение в практике работы различных образовательных систем

Обеспечение реализации требований ФГОС в условиях концентрированного обучения

1

1

 

 

13

Модели образовательных учреждений с разновозрастным обучением. Примеры из отечественной педагогической практики.

Модель малокомплектной сельской школы с разновозрастным обучением в условиях СОС «Найдал»

Предметно-урочная система обучения методом недельного погружения в предмет

Индивидуально-ориентированная модель обучения на старшей ступени образования

1

1

 

 

Блок проектировочный

2

 

2

 

14

Проектирование модели школы с разновозрастным обучением в условиях ОУ стажеров

 Проектирование учебного плана образовательного учреждения с разновозрастным обучением. Структура учебного плана.

Разработка проекта недельного погружения школы в условиях ОУ стажеров

Разработка  технологической карты недельного  погружения по учебному предмету

1

 

1

Групповые и индивидуальные проекты

15

Презентация  проектов

1

 

1

 

Блок теоретический

4

4

 

 

 

Педагогический эксперимент и особенности его организации

1

1

 

 

 

Особенности управление образовательным учреждением, работающим в режиме эксперимента

1

1

 

Анкета для выявления готовности педагога к экспериментальной деятельности

 

Особенности построения содержания образования  в школе с концентрированным и разновозрастным обучением

1

1

 

 

 

Формы и методы организации образовательного процесса при концентрированном и разновозрастном обучении

1

1

 

 

Блок проектировочный

4

 

4

 

 

Разработка Банка тестовых заданий предметной обученности в электронной среде АСТ

Система формирующего оценивания в развивающих обучениях

3

 

3

Банк тестовых заданий предметной обученности

 

Презентация полученных продуктов

1

 

1

 

Блок практический

4

 

4

 

 

Участие стажера в работе разновозрастной учебной группы в качестве ученика с целью изучения моделей организации образовательного процесса

Участие стажера в работе учебной группы в качестве ученика с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса

4

 

4

Экспертный лист работы в учебной группе

Блок теоретический

4

4

 

 

 

Презентация инновационной модели системы работы учителя - тьютора в условиях школы с разновозратным обучением

Презентация инновационной модели системы работы учителя- тьютора в условиях концентрированного обучения

1

1

 

 

 

Особенности построения содержания образования  по учебным предметам в школе с разновозрастным обучением

 

 

 

Особенности построения содержания образования  по учебным предметам в условиях  концентрированного обучения

1

1

 

 

 

Организация УВП с применением коллективных способов обучения

 

 

Организация УВП с применением коллективных способов обучения

1

1

 

 

 

Оценка знаний учащихся, обучающихся в разновозрастной учебной группе

 

 

 Формирующее и итоговое оценивание в аспекте требований ФГОС

1

1

 

 

Практический модуль

5

 

5

 

 

Модуль 1

Модуль 2

 

 

 

 

 

Участие стажера в работе разновозрастной учебной группы в качестве ученика с целью изучения моделей организации образовательного процесса

Участие стажера в работе учебной группы в качестве ученика с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса

4

 

4

 

 

 Анализ учителем-стажером учебного занятия учителя-тьютора

Анализ учителем-стажером учебного занятия учителя-тьютора

1

 

1

 Отзыв стажера

 

Проектировочный модуль

 

3

 

3

 

 

Проектирование стажером совместно с тьютором учебного занятия на месте стажировки

Проектирование стажером совместно с тьютором учебного занятия на месте стажировки

3

 

3

Проект учебного занятия

 

Практический модуль

 

5

 

5

 

 

Участие стажера в работе разновозрастной учебной группы в качестве ученика с целью изучения моделей организации образовательного процесса

Участие стажера в работе учебной группы в качестве ученика с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса

2

 

2

 

 

Проведение учителем-стажером учебного занятия на месте стажировки

Проведение учителем-стажером учебного занятия на месте стажировки

2

 

2

Стажерские пробы

 

 Анализ учебного занятия стажера

Анализ учебного занятия стажера

1

 

1

Самоанализ учебного занятия

Проектировочный модуль

3

 

3

 

 

Проектирование стажером  образовательного  проекта, который он будет реализовывать на своем рабочем месте

3

 

3

Проект

Самостоятельная работа

6

 

6

 

 

Разработка и подготовка образовательных проектов стажеров к презентации

6

 

6

 

Индивидуальные консультации

2

 

2

 

 

Индивидуальные консультации

2

 

2

Презентация проекта

Блок экспертный

4

 

4

 

 

 Презентация  образовательных проектов стажеров

4

 

4

Экспертная оценка

Блок итоговый

4

 

4

 

 

Круглый стол «Подведение итогов стажировки. Суждения, проблемы, рекомендации»

2

 

2

 

 

Заполнение и сдача документов по итогам стажировки

2

 

2

Дневник стажера

                     

 

  

Программа стажировки

на Республиканской авторской стажировочной площадке

на рабочем месте учителя по технологии разновозрастного обучения

в рамках реализации требований ФГОС общего образования

 

 

тема занятий, событий

вид занятий,

событий

кол-во часов

место проведения

1 день стажировки

Экскурсия по школе

экскурсия

 

МБОУ «СОСОШ №1»

 

Самостоятельная работа с теоретическими источниками.

 

Изучение кейса

 

2

2

2

Формулирование запросов, ожиданий стажеров

Собеседование

2

Выезд в Эгитуйский дацан

 

 

 

2 день стажировки

Механизмы и модели введения ФГОС общего образования в Республике Бурятия

лекция

2

МБОУ «СОСОШ №1»

 

Формирование содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования

лекция

2

Сельская образовательная сеть «Найдал». Сетевое взаимодействие как  эффективный механизм повышения квалификации педагогических работников

презентация опыта

1

 

Мини-тест

рефлексия

Знакомство программой, модулями стажировки

Выделение дидактических единиц стажировки

Лекция в форме проблемно-деятельностной игры

1

Выбор стажерами дидактических единиц стажировки (выбор модуля стажировки, набор видов деятельности по блокам стажировки теория+практика+проектирование+экспертиза, закрепление за стажерами тьюторов)

групповая работа

1

МБОУ «СОСОШ №1»

 

Заполнение «Линейки по сформированности компетентностей стажера»

рефлексия

Презентация стажерами индивидуальных образовательных программ

Презентация,

экспертиза

1

 

Заполнение дневника стажера

рефлексия

3 день стажировки

Деятельность и взаимодействие (общение) – важное условие учения

лекция

1

 

Психологический возраст и его ведущие деятельности

лекция

1

Как добиться успеха

лекция-тренинг

2

Распределение стажеров по модулям

Модуль 1

Модуль 2

 

 

Психолого-педагогические основания разновозрастного обучения Разновозрастное обучение в практике работы различных образовательных систем

Обеспечение реализации требований ФГОС в условиях концентрированного обучения

лекция

1

Модели образовательных учреждений с разновозрастным обучением. Примеры из отечественной педагогической практики.

Модель малокомплектной сельской школы с разновозрастным обучением в условиях СОС «Найдал»

Предметно-урочная система обучения методом недельного погружения в предмет

Индивидуально-ориентированная модель обучения на старшей ступени образования

Лекция с презентацией опыта

1

Педагогическое проектирование. Распределение по группам

работа в группах

1

Разработка модели школы с разновозрастным обучением в условиях ОУ стажеров

Разработка учебного плана образовательного учреждения с разновозрастным обучением. Структура учебного плана.

Разработка проекта недельного погружения школы в условиях ОУ стажеров

Разработка  технологической карты недельного  погружения по учебному предмету

Презентация  проектов

презентация,

экспертиза

1

 

Заполнение дневника стажера

рефлексия

 

4 день стажировки

Педагогический эксперимент и особенности его организации

лекция

1

 

Особенности управление образовательным учреждением, работающим в режиме эксперимента

лекция

1

Особенности построения содержания образования  в школе с концентрированным и разновозрастным обучением

лекция

1

Система формирующего оценивания в развивающих обучениях

лекция

1

Анкета для выявления готовности педагога к экспериментальной деятельности

рефлексия

 

Педагогическое проектирование «Разработка проекта учебного занятия с элементами формирующего оценивания»

Разработка Банка тестовых заданий предметной обученности в электронной среде АСТ

работа в группах

3

Презентация полученных продуктов

презентация, зкспертиза

1

 Заполнение дневника стажера

рефлексия

 

5 день стажировки

Модуль 1

Модуль 2

 

 

 

Участие стажера в работе разновозрастной учебной группы в качестве ученика с целью изучения моделей организации образовательного процесса

Участие стажера в работе учебной группы в качестве ученика с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса

погружение в учебную деятельность

4

СОСОШ №1

КСОШ

ТСОШ

ШСОШ

Презентация инновационной модели системы работы учителя - тьютора в условиях школы с разновозратным обучением

Презентация инновационной модели системы работы учителя- тьютора в условиях концентрированного обучения

Лекция

1

Особенности построения содержания образования  по учебным предметам в школе с разновозрастным обучением

Особенности построения содержания образования  по учебным предметам в условиях  концентрированного обучения

лекция

1

Организация УВП с применением коллективных способов обучения

Организация УВП с применением коллективных способов обучения

лекция

1

Оценка знаний учащихся, обучающихся в разновозрастной учебной группе

 Формирующее и итоговое оценивание в аспекте требований ФГОС

лекция

1

Анкета «Отношение стажера к предложенной технологии обучения»

рефлексия

 

6 день стажировки

Модуль 1

Модуль 2

 

 

СОСОШ №1

КСОШ

ТСОШ

ШСОШ

Участие стажера в работе разновозрастной учебной группы в качестве ученика с целью изучения моделей организации образовательного процесса

Участие стажера в работе учебной группы в качестве ученика с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса

погружение в учебную деятельность

 

4

 Анализ учителем-стажером учебного занятия учителя-тьютора

Анализ учителем-стажером учебного занятия учителя-тьютора

практика

1

Педагогическое проектирование

Проектирование стажером совместно с тьютором учебного занятия на месте стажировки

практика

3

Заполнение дневника стажера

рефлексия

 

7 день стажировки

Модуль 1

Модуль 2

 

 

СОСОШ №1

КСОШ

ТСОШ

ШСОШ

Участие стажера в работе разновозрастной учебной группы в качестве ученика с целью изучения моделей организации образовательного процесса

Участие стажера в работе учебной группы в качестве ученика с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса

Погружение в учебную деятельность

2

Проведение учителем-стажером учебного занятия на месте стажировки

Проведение учителем-стажером учебного занятия на месте стажировки

практика

2

 Анализ учебного занятия стажера

Анализ учебного занятия стажера

практика

1

Проектирование стажером  совместно с тьютором образовательного  проекта, который он будет реализовывать на своем рабочем месте

педагогическое проектирование

3

Заполнение дневника стажера

рефлексия

 

 

8 день стажировки

Проектирование стажером  образовательного  проекта, который он будет реализовывать на своем рабочем месте

педагогическое проектирование

4

СОСОШ №1

КСОШ

ТСОШ

ШСОШ

Подготовка образовательных проектов стажеров к презентации

практика

2

Индивидуальные консультации

консультации

1

9 день стажировки

 Презентация образовательных проектов стажеров

Сетевое событие

4

СОСОШ №1

 

Заполнение анкеты стажера, документов по итогам стажировки

Заполнение дневника стажера.

рефлексия

2

Круглый стол «Стажировочная площадка как площадка для повышения компетентности учителя: за и против»

Итоговое событие

2

             

 

Ожидаемые результаты реализации  программы

  • Педагоги и управленцы, способные реализовывать инновационные технологии (разновозрастного, концентрированного обучения);
  • Депозитарий программ повышения квалификации, их модулей;
  •  Депозитарий инновационных продуктов разновозрастного, концентрированного обучения;
  • Пакет нормативно – правовых  актов деятельности стажировочной площадки на рабочем месте учителя, затрагивающей финансовую, правовую, организационную стороны ее деятельности;
  • Апробированная модель финансово-экономических механизмов и нормативов деятельности стажировочной площадки на рабочем месте учителя.

 

 

 

 

 

    Добавить отзыв
         
    Заполните обязательное поле
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: